четверг, 20 октября 2016 г.

Многорукий Шива: что должен делать риэлтор






Нередко агенты по продаже жилья выгуливают собак клиентов, убирают квартиры и даже варят им борщ. Почему иногда лучше отказать и как это сделать

«Сейчас приедет моя риэлторша, чтобы сварить борщ!» – несколько недель назад я услышал эту фразу от одной знакомой и, мягко говоря, был шокирован. Риэлторы часто взваливают по просьбе клиентов, несвойственные им функции, и иногда стоит это делать, но гораздо чаще стоит найти в себе силы и отказать. Давайте разберем, что просят сделать клиенты агентов по недвижимости, когда им стоит соглашаться, а когда – отказать и как это сделать.

От повара до интим-услуг

Начнем с самых нестандартных и шокирующих просьб – сварить борщ, погулять с собачкой, сходить в магазин за продуктами и оказать услуги интимного плана. О борще я упоминал выше и надеюсь, что это редкость. А погулять или покормить домашних животных риэлторов просят достаточно часто, когда у агента есть ключи от квартиры.

Что касается последнего пункта, то я в силу гендерной принадлежности сталкивался лишь опосредованно. Несколько раз, когда я как гендиректор агентства недвижимости, предлагал клиентам риэлтора, они просили симпатичную женщину, с которой можно пошалить. И во всех случаях это были обеспеченные мужчины-инвесторы, часто совершающие сделки на рынке жилья. А дыма без огня, как говорится, не бывает.

Почему я объединил борщ, домашних животных и интим-услуги? Если ниже мы приведем примеры просьб, которые хоть как-то коррелируют с продажей квартиры, то в данном случае, клиент, пользуясь заинтересованностью агента в продаже его недвижимости, пытается откровенно сесть риэлтору на шею.

Соглашаться или нет, конечно, каждый агент должен решить для себя сам. Но, на мой взгляд, такие просьбы дискредитирую профессию риэлтора, и настоящий профессионал никогда не согласиться варить борщ или выгуливать собачку.

Как отказывать? Самый простой и честный способ сказать, что эти функции не входят в мои профессиональные обязанности.

Отвезите меня на машине и уберите квартиру
Часто риэлторы возят клиента на собственном автомобиле. На мой взгляд, это нормально, но только в случае, если у агента с клиентом подписан договор. Допустим, вы – представитель продавца. Очень часто звонят клиенты, которые хотели посмотреть объект, но им сложно до него добраться. Мол, вы можете забрать меня после работы и отвезти на просмотр? Таким я советую отказывать.

Если встречать каждого потенциального клиента у его работы, то можно забыть о своей работе. Свое время нужно ценить. В крайнем случае, можно просто встретить человека у метро, если дом расположен далеко от станции.

Часто покупатели квартир просят агентов походить по различным инстанциям – паспортный стол; телефонный узел, чтобы перевести номер; органы опеки и попечительства и другие организации.

И в эту группу я бы внес и уборку квартир. Чистая квартира приобретает товарный вид и гораздо быстрее находит покупателя. Хозяева нередко пытаются переложить уборку на плечи агентов.

Как отказывать? Все вышеперечисленные услуги так или иначе связаны с продажей жилья, а значит, теоретически просьбы или требования клиента не лишены оснований. Практически я бы отталкивался от условий договора: если клиент платит 2-3%, то только базовая услуга – поиск покупателя и сопровождение сделки, если больше (например, 4-5%), то можно включить туда сопровождение клиента в походах по инстанциям.

Что касается услуг, например, по уборке квартиры. Конечно, если этот приносит риэлтору удовольствие, то, наверное, он может закатать рукава, взять тряпку и навести порядок в квартире… Однако статус профессионала такая работа снижает! Поэтому я бы посоветовал запастись контактами партнеров по клирингу, ремонту, юридическим услугам и т. д. И при необходимости предложить хозяевам их визитки.

Приватизация квартиры

«А давайте вы проведете приватизацию квартиры, а я потом через ваше агентство буду его продавать», – такую фразу мне довольно часто приходилось слышать от владельцев муниципального жилья. В этом случае, существует достаточно четкий алгоритм действий риэлтора – сначала клиент платит за помощь в приватизации, а после того, как она проведена, вы подписываете с ним агентский договор по продаже квартиры. Причем услуга по приватизации оплачивается авансом. По аналогичной схеме я бы советовал действовать в случаях, когда клиент просит, например, провести оценку жилья.

Личный психолог

Еще одна ипостась агента по недвижимости – психолог. Наверное, слушать клиента – это часть профессиональных обязанностей риэлтора. Но здесь нужно провести границу – между тем, чтобы просто узнать, что квартира разменивается по причине развода и «давай посидим, выпьем, я тебе расскажу о том, какая она сволочь». В последнем случае, лучше уйти, сославшись на нехватку времени.

Ваши услуги стоят слишком дорого

И после того, как квартира продана, риэлтор, отработав личным водителем, юрисконсультантом и психологом, нередко слышит от клиента фразу, что его услуги стоят слишком дорого. «Вы же даже в паспортный стол со мной не сходили!» – возмущается клиент. Здесь единственный совет – подписывайте договор, указав там перечень, предоставляемых клиенту услуг. Это решит все вопросы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий