Минкомсвязи до конца года подготовит поправки в 115-ФЗ, согласно которым идентификация пользователя банками будет проходить через портал госуслуг.
Открыть счет в банке или оформить ипотеку можно будет дистанционно, авторизировавшись через портал госуслуг.Минкомсвязи, Центробанк и Росфинмониторинг работают над поправками в 115-ФЗ («О противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), которые будут отправлены в правительство РФ до конца года.
Как рассказал «Известиям» заместитель министра связи Алексей Козырев, подготовленные изменения в 115-ФЗ позволят банкам подключаться к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА, через нее происходит авторизация на госуслугах), благодаря чему они смогут построить систему авторизации для пользователя на своем сайте через портал госуслуг. Система будет работать так: пользователь заходит на сайт банка, подключенного к ЕСИА, нажимает на ссылку «Открыть счет» или «Получить кредит». Сайт госуслуг в информационном сообщении, появившемся на экране дисплея, спросит разрешения на получение набора персональных данных (ФИО, паспортные данные, место прописки и т.д.). При согласии пользователя передать эти данные ему будут предложены условия кредита. Если они его устроят, то надо нажать кнопку «Ок». Для принятия решения по выдаче кредита банку нужно будет получить данные из Пенсионного фонда России (ПФР), для чего он сделает соответствующий запрос по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭФ). ПФР сможет предоставить банку доступ к этим данным, только если эту операцию одобрит гражданин. Для этого портал госуслуг направит пользователю SMS, в котором сообщит, что банк хочет получить данные из ПФР. Если пользователь согласен, то ему надо будет ответить на это сообщение. Далее, проанализировав полученные данные, банк примет решение о выдаче кредита или об открытии счета.
— Сегодня данные из ПФР получает небольшое количество банков. Если они подключатся к ЕСИА, то смогут получить доступ к данным ПФР, МВД и других инстанций, — рассказал исполнительный директор Ассоциации российских банков (АРБ) Эльман Метиев. — После этого кредитная карточка с необходимой суммой может быть выслана пользователю обычной курьерской службой.
Сейчас, чтобы получить кредит, гражданину можно заполнить заявку онлайн, но в случае одобрения со стороны банка гражданин всё равно должен будет идти в отделение лично и предъявлять там паспорт. Или же представитель банка приезжает к клиенту домой или в офис, где проверяет паспорт и предлагает подписать договор. После того как изменения в 115-ФЗ вступят в силу, кредитную карту пользователю можно будет отправить обычной курьерской службой.
— Удаленная идентификация позволит обрабатывать кредитные заявки быстрее и полностью в онлайне, исключая человеческий фактор, — говорит начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. — Сейчас потенциальный клиент должен посетить офис и оформить кредитную карту, что занимает несколько дней. Или он может долго искать товар в традиционном магазине и пытаться оформить кредит. Поэтому, если предложения будут воплощены, они станут драйвером реального роста оборота интернет-магазинов, возможно, более чем на 10% в год. Спрос на потребительское кредитование как раз демонстрирует восстановление в III квартале.
Чтобы пользователь смог авторизоваться на сайте банка через ЕСИА и получил кредит, ему может понадобиться особая учетная запись. По словам нескольких собеседников «Известий», сейчас в Центробанке решают, нужен ли пользователям специальный вид учетной записи, ради получения которой гражданин может прийти в банк один раз, подтвердить личность и затем дистанционно пользоваться финансовыми услугами.
На сегодняшний день существует два типа пользователей госуслуг. Первые самостоятельно регистрируются на портале и могут получать простые услуги — например, узнавать о штрафах за нарушение правил дорожного движения. Второй тип пользователей — верифицированные. Они дополнительно прошли идентификацию в специальных центрах госуслуг, офисах «Ростелекома» или отделениях «Почты России». Такие пользователи могут задействовать все возможности сайта — например, дистанционно подать заявление на получение загранпаспорта. В Минкомсвязи не исключают, что верифицированные пользователи смогут задействовать при оформлении кредита онлайн учетную запись, ранее подтвержденную в МФЦ или «Ростелекоме».
— Одним из важных вопросов при идентификации клиента через систему ЕСИА госуслуг является безопасность, — отметил заместитель руководителя департамента розничных продуктов, электронного бизнеса и CRM банка ВТБ Александр Солонин. — Необходимость верификации клиента в банке или «Ростелекоме» должна быть регламентирована на уровне законодательства. В целом появление возможности оформления кредита онлайн ориентировано на новых клиентов.
Заместитель начальника управления финансами клиентов департамента розничного бизнеса ВТБ24 Мария Саенко полагает, что организация системы онлайн-кредитования займет довольно много времени.
— В целом это достаточно интересно и клиентам, и банкам, — говорит Саенко. — Такая система упростит доступ к банковским услугам и позволит самим финансовым организациям активнее привлекать новых клиентов.
В Центробанке и Росфинмониторинге от комментариев воздержались.
Комментариев нет:
Отправить комментарий